Книга:

БОРЬБА БОЛЬШЕВИКОВ ПРОТИВ АНАРХИСТОВ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ГЛАВА  III

Противники централизма  постоянно выдвигают автономию  и  федерацию,  как  средства  борьбы  со  случайностями   централизма.  На  самом   деле   демократический централизм нисколько не исключает автономию,  а  напротив   —   предполагает   ее   необходимость.   На   самом деле даже федерация, если она проведена в разумных, с экономической точки зрения, пределах, если она основывается  на  серьезных  национальных  отличиях,  вызывающих действительную необходимость в известной государственной   обособленности,— даже   федерация   нисколько не противоречит демократическому централизму. Сплошь и рядом федерация при действительно демократическом строе, а тем более при советской организации государственного   устройства,   является   лишь   переходным шагом к действительно демократическому централизму».

Для анархистов автономия и федерация — антиподы централизма. Они полагали, что признание автономии или федерации не допускает какой-либо централизации власти. Это был метафизический подход к явлениям общественной жизни. Не понимая законов общественного развития, будучи чуждыми диалектическому методу мышления, анархисты выступали против строительства советской федерации на основе принципа демократического централизма. А диалектика истории состояла в том, что многочисленные автономные власти, возникшие после Октябрьской революции, сливались в единое многонациональное государство, и это способствовало дальнейшему развитию социалистического демократизма, укреплению власти рабочего класса и трудящихся на местах, а в конечном счете и укреплению центральной Советской власти. Советская социалистическая федерация, принципы построения которой были разработаны В. И. Лениным, обеспечивала правильное сочетание общих интересов всех наций, вошедших в РСФСР, с интересами каждого народа в отдельности.

Вопрос о строительстве Советского многонационального государства на основе федеративного объединения различных национальностей рассматривался на III Всероссийском съезде Советов (январь 1918 г.). Выступая на нем, В. И. Ленин говорил, что новый аппарат государственной власти, созданный на базе Советов, пользуется сочувствием и самой горячей поддержкой гигантского большинства масс всех наций, и это делает Советскую власть непобедимой. Она сплотила рабочий класс и большинство крестьянства в одну, единую силу, борющуюся против буржуазии и помещиков, подняла самые угнетенные, забитые слои общества к творчеству нового, социалистического общества '.

В. И. Ленин отмечал, что в недрах трудового народа, в гуще масс Советы, возглавляемые большевиками, развернули кипучую организационную, созидательную работу. «Мир,— говорил он,— не видел ничего подобного тому, что происходит сейчас у нас в России, в этой огромной стране, разбитой на ряд отдельных государств, состоящей из огромного количества разнородных национальностей и народов: колоссальная организационная работа во всех уездах и областях, организация низов, непосредственная работа масс, творческая, созидательная деятельность, которая встречает препятствия со стороны различных буржуазных представителей империализма»2. В одном лагере с буржуазными представителями империализма против новой, народной власти выступали так называемые социалисты — меньшевики и правые эсеры. На съезде они восхваляли режим буржуазного парламентаризма, отвергая диктатуру пролетариата. Это не социалисты, говорил В. И. Ленин, а прихвостни, прихлебатели буржуазии, и, сколько бы ни защищали они буржуазию, она вынуждена будет или капитулировать, или погибнуть.

В. И. Ленин решительно отмежевался от анархистов, отрицавших необходимость пролетарского государства. Он убеждал, что переход от капитализма к социализму возможен только через диктатуру пролетариата, что уничтожение буржуазного строя и создание нового общества немыслимо без использования власти революционного государства. «...

Оглавление