Книга:
БОРЬБА БОЛЬШЕВИКОВ ПРОТИВ АНАРХИСТОВ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ГЛАВА III
что Грузинский Совет занял враждебную по отношению к рабочим позицию.
Практическая деятельность кулацких верхов не всегда была связана с анархистскими группами, но она перекликалась с «теоретическими» изысканиями идеологов анархизма. «Отречение и отложение деревни от города,—писали братья Гордины,— это первый шаг к анархии»2. Во имя достижения этого анархистские писатели требовали полной политической независимости деревни от города. Однако развитие классовой борьбы в деревне обнаруживало совершенно другую тенденцию. Крестьяне не эксплуатировавшие чужого труда были заинтересованы в .союзе с рабочим классом, в укреплении Советской власти, им нужна была твердая власть Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов3. Бедняцко-середняцкая деревня сплачивалась вокруг большевиков, требовала от местных органов Советской власти последовательного проведения в жизнь декретов центрального правительства. И чем больше консолидировало свои силы кулачество, к тем более острым методам борьбы против диктатуры пролетариата оно переходило4.
Чтобы одолеть кулака, Коммунистическая партия и Советское правительство призвали рабочий класс усилить помощь трудящемуся крестьянству. Рабочие ответили на этот призыв массовым походом в деревню. В. И. Ленин писал: «Одно из величайших, неискоренимых дел октябрьского — Советского — переворота состоит в том, что передовой рабочий, как руководитель бедноты, как вождь деревенской трудящейся массы, как строитель государства труда, «пошел в народ». Тысячи и тысячи лучших рабочих отдал деревне Питер, отдали ей другие пролетарские центры» '.
Посланцы рабочего класса помогали бедноте еще больше организоваться и изгонять кулаков из волостных и уездных Советов. Только очищенные от кулацких элементов, они могли стать подлинными органами диктатуры -пролетариата в деревне. Но не везде оказалось это возможным. В ряде мест окопавшиеся в Советах кулаки порождали недоверие к органам власти. В этих условиях с особой остротой встал вопрос о создании на селе опорных пунктов диктатуры пролетариата. И жизнь выдвинула новую форму организации — комитеты бедноты. Истории их создания, развертыванию их деятельности, как и развитию социалистической революции в деревне, посвящена значительная литература. Это Hie является предметом нашего исследования. Массовый поход рабочих в деревню и создание комбедов по-своему были оценены анархистами. Анархист А. Атабекян обвинял большевиков ,в том, что они «подстрекают рабочих на крестовый поход в деревню»2. Его единомышленник В. Бармаш приписывал большевикам заигрывание с «беднейшим пролетариатом деревни», говорил, что они травят бедноту против большей части деревни3 (имелось в виду кулачество, которое, как известно, составляло меньшинство деревенского населения). Анархисты кричали, что «власть делит трудовой народ на два враждебных лагеря» 4.
К «трудовому народу» анархисты относили и кулаков, (которых защищали, бедноту же осуждали за совместные с рабочим классом действия. «Сколько бы большевики не вооружали этих беднейших крестьян ружьями, сколько бы большевики не травили деревню и не разжигали пожара гражданской междоусобной войны, ничего из этого не выйдет»5,—-пророчествовал Бармага.
Он выражал тем самым не только свое отрицательное отношение к бедноте, но и надежду на то, что колебавшийся до осени 1918 г. середняк не пойдет за большевиками. В своей борьбе против Советской власти анархисты рассчитывали опереться на крестьянство. Они были уверены в том, что введенная Советской властью весной 1918 г. продовольственная диктатура поссорит большинство крестьян с Коммунистической партией. Высказывая вслух свои мечты, А. Л. Гордин писал: «Деревня скоро скажет свое грозное слово большевикам: Долой!».
Противопоставляя свою политику большевистской, анархистские лидеры выставляли себя в роли защитников интересов крестьянства. Первая Всероссийская конференция анархистов-синдикалистов, состоявшаяся в августе 1918 г., требовала «прекратить вооруженный поход в деревню»2. Попытки анархистов привлечь на свою сторону среднее крестьянство провалились. Политика, проводимая ими, особенно анархистами-коммунистами, навязывавшими деревне коммуны, убедила крестьянские массы в том, что им с анархистами не по пути. Среди крестьянства даже распространялся лозунг «Долой анархистов-коммунистов!».