Книга:
БОРЬБА БОЛЬШЕВИКОВ ПРОТИВ АНАРХИСТОВ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ГЛАВА III
направление работы Конституционной комиссии ВЦИК, составила наиболее важные главы и статьи Конституции, в которых проводился принцип демократического централизма в организации Советской власти, определила внутреннюю структуру Советов, внесла дополнения в общие положения, характеризующие советский общественный 'Строй, отредактировала и дополнила статьи о правах и обязанностях граждан.
Подготовленный проект Конституции РСФСР был представлен на рассмотрение V Всероссийского съезда Советов. Съезд открылся 4 июля 1918 г. Его работа проходила в сложной и трудной обстановке. Развернувшаяся социалистическая революция в деревне вызвала ожесточенное сопротивление буржуазной контрреволюции.
Против Советской власти выступило кулачество. По деревням и селам прокатилась волна кулацких мятежей. Советское правительство вынуждено было принять решительные меры.
Левые эсеры и анархисты на V Всероссийском съезде Советов обрушились с ожесточенными нападками на мероприятия Советского государства по подавлению контрреволюционных (выступлений. В частности, они осуждали применение к контрреволюционерам смертной казни с судебным разбирательством, но допускали применение ее без суда. Оправдывая такую непоследовательную позицию, вождь левых эсеров М. А. Спиридонова оперировала аргументами анархистов. Она утверждала, что левые эсеры против применения смертной казни по суду потому, что не признают «принуждения государственным аппаратом».
Позицию левых эсеров поддержал анархист-коммунист А. Карелин. Он пытался обосновать ее ссылками на историю борьбы рабочего класса против смертной казни, на христианскую мораль «не убий ни правого, ни виноватого». Игнорируя классовый смысл борьбы пролетариата против смертной казни в прошлом, анархист выводил абстрактное «право на человеческую жизнь, как таковую» и с этих позиций доказывал, что применение смертной казни Советским государством «не оправдывается ни общими соображениями, ни современным моментом...». И это в обстановке, когда в крайне острых формах шла классовая борьба, навязанная рабочему классу буржуазией. Теоретик анархизма ратовал за «право на человеческую жизнь», а его единомышленники со страниц газеты «Анархия» вели проповедь террора против работников советского государственного аппарата. Этот рупор анархизма еще 21 мая 1918 г. предлагал пустить в ход динамит в широком масштабе.
Разоблачая политическое лицемерие левых эсеров, В. И. Ленин говорил: «Нет, революционер, который не хочет лицемерить, не может отказаться от смертной казни. Не было ни одной революции и эпохи гражданской войны, в которых не было бы расстрелов». Я. М. Свердлов обратился к делегатам V Всероссийского съезда Советов с вопросом: считают ли они правильным самую беспощадную борьбу всеми доступными средствами с буржуазной контрреволюцией? В своем огромном большинстве делегаты высказались в пользу политики, проводимой Советской властью. Съезд подчеркнул, что на все контрреволюционные выступления революционный пролетариат и беднейшее крестьянство должны ответить массовым террором против буржуазии. В резолюции съезда Советов совершенно определенно было записано, что Советскому государству необходимо иметь аппарат принуждения, без этого в период диктатуры пролетариата обойтись нельзя.
Осуществляя диктатуру пролетариата, Советское государство опиралось на широкие народные массы — на рабочих фабрик и заводов, на трудящееся крестьянство, не эксплуатирующее чужой труд. Советы стали подлинными органами их власти. Представленный съезду проект Конституции законодательно закреплял это положение. В. И. Ленин говорил: «Если теперь этому съезду нами может быть предложена Советская конституция, то лишь потому, что Советы во всех концах страны созданы и испытаны, потому, что вы ее создали, вы во всех концах страны испытали; только через полгода после Октябрьской революции, почти через год после Первого Всероссийского съезда Советов, мы могли записать то, что уже существует на практике».
Но левые эсеры не унимались. М. Спиридонова заявляла, что ее партия выступает против диктатуры пролетариата за «диктатуру пролетариата и крестьянства». «...За это,— говорила она,— мы будем биться на всех путях нашего продвижения к социальной революции...»2