Книга:

БОРЬБА БОЛЬШЕВИКОВ ПРОТИВ АНАРХИСТОВ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ГЛАВА  III

Атабекян а, большевики «не внесли в лозунг «федерации» нового содержания»2. С другой стороны, анархисты осуждали большевиков за то, что в основе советской федерации лежит принцип демократического централизма, обвиняли их в «искажении» принципа федерализма. А. Атабекян писал: «Лозунг «федерации», исключающий децентрализацию, они (большевики.— С. К-) выкинули» 3. Проведение принципа централизма он объявлял гибелью «самой идеи федерализма» 4.

Но жизнь опровергла «опасения» анархистов. Партия большевиков развернула работу по строительству федерации национальных республик. В феврале — мае 1918 г. в составе РСФСР возникли первые автономные советские республики. Параллельно с образованием автономных республик росло движение за сплочение сил трудящихся различных национальностей в едином многонациональном (Государстве. 20 февраля 1918 г. в «Правде» была опубликована 'статья большевика В. Быстрянского (В. А. Ватина) «Рабоче-крестьянская революция и единство России», в которой говорилось о стремлении всех трудящихся к единству действий, к тесному союзу.

Российская Федерация строилась на основе автономии национальных республик и областей. Одновременно формировалась и федерация независимых советских республик. Лопичесним завершением этого процесса явилось образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик—федерации высшего типа.

Важным событием на этом пути было принятие первой Советской Конституции — Конституции РСФСР.

Советское государство — государство диктатуры пролетариата, рожденное Великой Октябрьской социалистической революцией, до лета 1918 г. существовало без Конституции. Принятые   III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «Об основных положениях Конституции РСФСР» представляли собой важнейшие конституционные акты, но они не могли заменить Основной закон государства. Его отсутствие создавало трудности в строительстве советского аппарата. Необходимо было законодательно закрепить завоевания революции, зафиксировать положения о функциях органов власти. Выступая 1 апреля 1918 г. на заседании В11ИК, Я. М. Свердлов говорил, что только при условии проведения четкой грани между функциями, деятельностью, компетенцией центральных и местных органов власти можно выработать нечто цельное и ликвидировать тот разброд, который наблюдался в их работе'.

Коммунистическая партия и центральные органы Советской власти тщательно изучали практику государственного строительства на местах, принимали меры .к тому, чтобы обеспечить последовательное проведение принципа демократического централизма. Из Москвы был разослан специальный запрос на места, в котором предлагалось выслать в отдел местного управления Комиссариата внутренних дел данные о структуре органов Советской власти на местах (имеется ли и как организован местный Совнарком, каковы взаимоотношения волостного, уездного и губернского Советов, как организован городской Совет и т. п.). На основе всестороннего и глубокого изучения опыта строительства Советского государства велась работа по подготовке проекта Конституции РСФСР.

Разработка проекта первой Советской Конституции началась еще в декабре 1917 г. Среди разных проектов ее в январе 1918 г. был представлен проект сотрудника комиссии законодательных предположений НКЮ П. П. Рейнгартена. В нем говорилось о том, что «Всероссийская трудовая (и союзная республика есть свободный союз организованных в федерации трудящихся»2. Высшим органом государственной власти провозглашался Верховный союзный конгресс, состоящий из представителей основных профессиональных федераций. «Государство  Российское,— читаем в  объяснительной  записке к проекту Рейнгартена,— являет собой сложное государственное образование, состоящее из государств-членов, каковыми являются основные профессиональные объединения, в виде пяти профессиональных федераций»'. В их число включались: федерация земледельцев, федерация промышленных рабочих, федерация служащих торговых предприятий, федерация служащих у государства (чиновники), федерация служащих у частных лиц (прислуга). Федерации, согласно проекту, должны были охватить своей организацией всех лиц, занятых в данной области труда на всей территории государства. Каждая федерация должна была иметь своих подданных и собственную Конституцию.

Оглавление