Книга:
ПРЕОДОЛЕНИЕ АНАРХИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ГЛАВА IV
Задачу создания единого производственного союза работников железнодорожного транспорта выполнил Первый Всероссийский съезд железнодорожных профессиональных союзов (22 февраля—1 марта 1919 г.). Хотя на съезде анархисты и не присутствовали, борьба развернулась против анархистского принципа федерализма в союзном строительстве. Защищала его группа «независимых» профессионалистов («беспартийных» меньшевиков). Ее поддерживали паровозники, телефонисты и представители некоторых других профессий. Но большинство съезда высказалось за создание единого производственного союза. Съезд принял устав, согласно которому ЦК, избираемый высшим органом союза — съездом, объединял и направлял деятельность всего союза. Проведение в жизнь норм, закрепленных в уставе, содействовало сплочению сил железнодорожников в масштабе всей республики.
Сложным и противоречивым был путь к единому производственному союзу у работников водного транспорта. Еще до Великой Октябрьской социалистической революции были созданы два всероссийских профессиональных объединения работников водного транспорта: союз моряков и речников торгового флота со своим ЦК («Цекморек») и союз рабочих и служащих на внутренних водных путях, возглавляемый другим ЦК — «Вик-водом». Кроме всероссийских объединений существовали самостоятельные союзы отдельных водных бассейнов, имеющие свои руководящие органы, — «Центро-волга», «Линейсоюз» и т. д. Наряду с этим имелись самостоятельные союзы береговых служащих, союзы грузчиков, союзы металлистов, занятых «а ремонте морского транспорта, и т. п.
Партийный состав руководящих органов разрозненных союзов водников отличался большой пестротой. В «Цекморек», например, входили два большевика, один меньшевик, три меньшевика-интернационалиста, два эсера, один анархист и два беспартийных1. В обстановке развернувшейся после Октябрьской революции классовой борьбы такая разобщенность профессионального движения ослабляла силы трудящихся. На Общеволжском съезде союза рабочих и служащих водного транспорта, который открылся 5 декабря 1917 г., был поставлен вопрос об объединении Волжского судоходного союза с Всероссийским союзом моряков и речников торгового флота. На съезде произошло окончательное слияние 23 районных союзов судоходных служащих и рабочих Волжского бассейна в единый областной союз2. В пользу создания единого союза водников высказывались и другие автономные союзы.
Формальное объединение всех разрозненных профессиональных союзов водников было провозглашено на I Всероссийском чрезвычайном съезде работников водного транспорта (он начал работу 14 февраля 1918 г.). Съезд по своему составу был неоднороден. Блок мелкобуржуазных партий и союз их с анархистами давал перевес над большевиками. По каждому вопросу велись длительные прения. В конце концов большинство делегатов высказалось за принцип демократического централизма. Утвержденная съездом структура построения единого производственного союза рабочих водного транспорта во главе с «Цеиводом» ;в общем-то предполагала слияние всех разрозненных местных организаций в единый союз. Но во временном уставе, принятом чрезвычайным съездом, недостаточно подчеркивались принципы централизации и дисциплины К Синдикалистские настроения, распространенные среди работников водного транспорта, мешали строительству единого [Производственного союза, основанного на принципе демократического централизма. Увлеченные лозунгам «Волга — волгарям», областные союзы нередко проводили свою собственную линию, не считаясь с решениями «Цеквода», избранного I Всероссийским съездом. «Центроволга» отстаивала свои автономные трава и не хотела подчиняться всероссийскому центру, а Астраханский райком водников не признавал волжский областной орган. Подобные действия одобрялись анархистами и враждебными элементами, проникшими в областные правления местных союзов. Членом «Центроволги» оказался даже бывший полицейский генерал-майор Шкот. С резкими выпадами против Советской власти публиковала статьи газета «Бурлак». В условиях гражданской войны нужна была максимальная сплоченность трудящихся, а обособленность союзов препятствовала этому.