Книга:

ПРЕОДОЛЕНИЕ АНАРХИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ГЛАВА  IV

Задачу создания единого производственного союза работников железнодорожного транспорта выполнил Первый Всероссийский съезд железнодорожных профессиональных союзов (22 февраля—1 марта 1919 г.). Хотя на съезде анархисты и не присутствовали, борьба развернулась против анархистского принципа федерализма в союзном строительстве. Защищала его группа «независимых» профессионалистов («беспартийных» меньшевиков). Ее поддерживали паровозники, телефонисты и представители некоторых других профессий. Но большинство съезда высказалось за создание единого производственного союза. Съезд принял устав, согласно которому ЦК, избираемый высшим органом союза — съездом, объединял и направлял деятельность всего союза. Проведение в жизнь норм, закрепленных в уставе, содействовало сплочению сил железнодорожников в масштабе всей республики.

Сложным и противоречивым был путь к единому производственному союзу у работников водного транспорта. Еще до Великой Октябрьской социалистической революции были созданы два всероссийских профессиональных объединения работников водного транспорта: союз моряков и речников торгового флота со своим ЦК («Цекморек») и союз рабочих и служащих на внутренних водных путях, возглавляемый другим ЦК — «Вик-водом». Кроме всероссийских объединений существовали самостоятельные союзы отдельных водных бассейнов, имеющие свои руководящие органы, — «Центро-волга», «Линейсоюз» и т. д. Наряду с этим имелись самостоятельные союзы береговых служащих, союзы грузчиков, союзы металлистов, занятых «а ремонте морского транспорта, и т. п.

Партийный состав руководящих органов  разрозненных   союзов   водников   отличался   большой   пестротой. В   «Цекморек»,   например,   входили   два    большевика, один   меньшевик,   три   меньшевика-интернационалиста, два эсера,  один  анархист и два  беспартийных1. В  обстановке развернувшейся после Октябрьской революции классовой борьбы такая разобщенность профессионального движения ослабляла силы трудящихся. На Общеволжском съезде союза  рабочих  и служащих  водного транспорта,  который открылся 5 декабря  1917 г.,  был поставлен вопрос об объединении Волжского судоходного союза с Всероссийским союзом  моряков и речников торгового флота. На съезде произошло окончательное слияние 23 районных союзов судоходных служащих и   рабочих   Волжского   бассейна   в   единый   областной союз2. В пользу создания единого союза водников высказывались и другие автономные союзы.

Формальное объединение всех разрозненных профессиональных союзов водников было провозглашено на I Всероссийском чрезвычайном съезде работников водного транспорта (он начал работу 14 февраля 1918 г.). Съезд по своему составу был неоднороден. Блок мелкобуржуазных партий и союз их с анархистами давал перевес над большевиками. По каждому вопросу велись длительные прения. В конце концов большинство делегатов высказалось за принцип демократического централизма. Утвержденная съездом структура построения единого производственного союза рабочих водного транспорта во главе с «Цеиводом» ;в общем-то предполагала слияние всех разрозненных местных организаций в единый союз. Но во временном уставе, принятом чрезвычайным съездом, недостаточно подчеркивались принципы централизации и дисциплины К Синдикалистские      настроения,      распространенные среди   работников  водного  транспорта,   мешали  строительству единого [Производственного союза, основанного на  принципе демократического   централизма.  Увлеченные   лозунгам   «Волга — волгарям»,   областные   союзы нередко  проводили  свою   собственную  линию,   не  считаясь с решениями «Цеквода», избранного I Всероссийским съездом. «Центроволга» отстаивала свои автономные  трава   и   не   хотела   подчиняться   всероссийскому центру, а Астраханский райком водников не признавал волжский областной орган. Подобные действия одобрялись анархистами и враждебными элементами, проникшими в областные правления местных союзов. Членом «Центроволги»   оказался   даже    бывший   полицейский генерал-майор   Шкот.   С   резкими   выпадами   против Советской власти публиковала статьи газета «Бурлак». В условиях гражданской войны нужна была максимальная   сплоченность   трудящихся,   а   обособленность союзов   препятствовала   этому.

Оглавление