Книга:

ПРЕОДОЛЕНИЕ АНАРХИЗМА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ ГЛАВА  IV

«Мир искусств», «Московский салон» и др.; младшую, состоявшую из групп «Супремус», «Магазин», «Союз молодежи» и пр. Только в начале 1919 г. удалось создать единый союз работников искусств, построенный на основе принципа демократического  централизма.

Придерживались принципа федерализма в профессиональном строительстве и другие союзы. Среди работников коммунальных предприятий существовали самостоятельные союзы трамвайщиков, дворников, парикмахеров, водопроводчиков, пожарников и других профессий. Параллельно с ними в Москве и Петрограде имелся «Федеративный союз организаций работников городского общественного управления», который объединял служащих управлений коммунальных предприятий. Преодолевая децентралистские идеи в этих союзах, партия большевиков добилась в мае 1919 г. принятия решения о создании Всероссийского союза муниципальных работников2.

Испробовали на собственном опыте федеративный принцип организации и железнодорожники. Профсоюзы железнодорожников строились в первый год существования Советской власти не по производственному, а по профессиональному, цеховому принципу. Существовали обособленные всероссийские союзы паровозников, кондукторов, телеграфистов, рабочих и мастеровых, коммерческих работников по передаче грузов и обмену вагонов и др. В общей сложности на железнодорожном транспорте действовали до 12 разрозненных профессиональных союзов'. Такое «разделение» объяснялось рядом причин. Прежде всего сильными синдикалистскими настроениями среди значительной части железнодорожников2. Сказывались и существовавшие между разными категориями железнодорожных работников антагонизмы, доставшиеся в наследие от старого строя, а также боязнь некоторых малочисленных групп рабочих быть подавленными основной массой железнодорожников3. Это явилось в какой-то мере и результатом подстрекательской политики Викжеля. Как известно, после Октябрьской революции он выступил с требованием создания «однородного социалистического правительства». Потерпев поражение, Викжель более двух месяцев продолжал борьбу с Советским правительством за власть на железнодорожном транспорте, которая закончилась поражением Викжеля и установлением власти Советов железнодорожных депутатов во главе с Всероссийским исполнительным комитетом железнодорожников («Викжедор»).

Стремление передовой части рабочих-железнодорожников связать разрозненные союзы использовали меньшевики и эсеры. В январе 1918 г. на конференции центральных   правлений    всероссийских    железнодорожных профсоюзов мелкобуржуазные политиканы создали  Совет всероссийских профессиональных железнодорожных союзов   («Всопрофжель»), намереваясь использовать его в  борьбе  против  большевиков.   В   основу  объединения был   положен   принцип   федерализма.   Создаваемые   на железных дорогах  советы  профсоюзов  объединяли  автономные местные союзы, построенные по профессиям; советы,  как  и  представители   центральных   правлений союзов   отдельных   профессий,   входили  во  «Всопрофжель» на федеративных началах. Позже в него вошел союз   рабочих   и   мастеровых,   в   котором   большинство было за коммунистами. Они сплотили вокруг себя здоровые элементы из числа низших служащих, кондукторов и других категорий работников. Создалась более благоприятная обстановка для сплочения железнодорожников.

Практическая деятельность заставляла «Всопроф-жель» идти по пути централизации отдельных видов профсоюзной работы. Постепенно он переходил к осуществлению централизованного руководства всей профсоюзной работой на железнодорожном транспорте. Однако федерализм «Всопрофжеля», сопротивление анархо-синдикалистски настроенных цеховых союзов, недостаточная централизация аппарата, отсутствие единой кассы, внутрисоюзная борьба мешали объединению разрозненных союзов. Впервые вопрос о создании единого производственного союза рассматривался на конференции коммунистов-железнодорожников в сентябре 1918 г. Была подчеркнута необходимость ускорения строительства единого производственного союза на железных дорогах с преобладанием влияния коммунистов во всех его органах1.

Оглавление