Книга:

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНАРХИЗМА В РОССИИ ГЛАВА    I

отрицает принцип партийности, не признает руководящей роли марксистско-ленинских партий в строительстве социализма и коммунизма. Марксистско-ленинскому принципу демократического централизма в организации будущего общества и в строительстве массовых организаций трудящихся анархизм противопоставляет принцип децентрализации, означающий полное отрицание всякого руководства борьбой масс, делающий, ставку на полнейшую стихийность.

Отрицание государства диктатуры пролетариата и руководящей роли партии, противопоставление личности коллективу являются теми общими принципами, которые характеризуют анархизм вообще, анархизм любого исторического периода и любой страны. Однако за пределами этого общего начинаются разногласия, которые образуют в анархизме множество течений, враждующих между собой.

Положения анархистских учений всех систем вытекают из индивидуалистических принципов анархизма. «Анархизм — вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм»1,— писал В. И. Ленин. Индивидуализм мелкого товаропроизводителя — вот то главное, что составляет основу мировоззрения анархизма.

В области философии его идеологи были либо субъективными идеалистами, либо непоследовательными материалистами и плелись в хвосте буржуазной профессорской «науки». В области политической экономии анархизм воспевает мелкое производство, свободу частного предпринимательства, воспринятые все у той же буржуазной профессорской «науки». В области политической (точнее, в области стратегии и тактики) анархизм отрицает 'марксистско-ленинское учение о классовой борьбе (если некоторые анархисты и высказывались за признание ее, то решительно выступали против главного положения этой теории — диктатуры пролетариата). Анархисты, как и оппортунисты, протаскивали буржуазно-либеральные взгляды на этот вопрос.

И оппортунизм, и анархизм опираются на теорию стихийности, отрицающую значение сознательной деятельности в борьбе за свержение власти помещиков и капиталистов, в строительстве (социализма. .Преклоняясь перед разными полюсами стихийности, оба направления (и оппортунизм, и анархизм) выступали проводниками буржуазного влияния на трудящихся. Анархизм и оппортунизм — братья-близнецы. Нередко оппортунистические партии (меньшевики, эсеры и др.) хватались за анархизм, чтобы «выглядеть» в глазах масс более революционными. Такие заимствования облегчались тем, что они принадлежали к одному лагерю — лагерю мелкобуржуазной демократии.

Известное родство идейных и политических позиций партий мелкобуржуазной демократии с анархизмом облегчало переход отдельных их членов в ряды анархистского движения. Многие левые эсеры, а также особенно эееры-макеюмалиеты становились анархистами. И это не было случайным. Один из активных деятелей партии левых эсеров, И. 3. Штейнбсрг, писал, что левое народничество, под которым он прежде всего имел в виду партию левых эсеров, «почувствовало, что в его жилах течет и кровь Бакунина». Некоторые местные эсеровские организации иногда воем составом переходили к анархистам. Примером этому может служить иваново-вознеcенская труппа союза максималистов. В статье «Отчего мы стали анархистами?», подписанной Дм. Фурмановым, шла речь о нескольких десятках принадлежавших к союзу максималистов рабочих, которые приняли анархистское учение в качестве своего руководства к действию.

Отмечая общность позиций партий мелкобуржуазной демократии с анархистами, нельзя Hie видеть и определепных различий между «ими в области политической. Первые проводили политику соглашательства с буржуазией, что вытекало из системы их мировоззрения, а вторые отвергали всякие соглашения, подчеркивая свою крайнюю «революционность». Ведя борьбу с ними, Коммунистическая партия всегда имела в виду это обстоятельство. «Марксист должен уметь учитывать,— писал В. И. Ленин,— всю конкретную обстановку, всегда находить границу между анархизмом и оппортунизмом (эта граница относительна, подвижна, переменна, но она существует), не впадать ни в абстрактный, словесный, на деле пустой «революционаризм» анархиста, ии в обывательщину и оппортунизм мелкого буржуа или либерального интеллигента...».

Анархизму как одной из форм мелкобуржуазного ре-волюционаризма было свойственно прямолинейное, примитивное, упрощенческое понимание процессов общественного развития. Его приверженцы опьяняли себя фразой, сеяли иллюзии, искали спасения от горькой подчас действительности под сенью громкого краснобайства.

Оглавление