Книга:

2. Течения в русском анархизме, их платформы

Махаевекое движение в анархизме продолжало существовать и после победы Октябрьской революции, хотя сам основатель его отказался от своих прежних воззрений. В. К. Махайсний ушел от политических дел. С 1918 г. и до конца дней своих (1926 г.) работал техническим редактором в журнале «Нарадное хозяйство» (орган ВСНХ). Приверженцы махаевщины вели антисоветскую агитацию, издавали листовки, в которых призывали не платить «взносов в профессиональные союзы, в партии и Советы», выступали против использования буржуазных специалистов в деле организации социалистического производства.

(' На самом правом крыле анархистского движения стояли «мирные» анархисты. Это течение было связано с именем Л. Н. Толстого, который хотя и не относил себя к анархистам («Меня причисляют к анархистам,— писал он,— но я не анархист, а христианин»3), но сходился с ними в отрицании государства и власти, в критике капитализма, частной собственности на землю) проповеди идей примитивного коммунизма и самоусовершенствования. Путь к анархистским воззрениям у Толстого был длительным и противоречивым. К 80-м годам XIX в. у него выработалось отрицательное отношение ко всякому социальному и государственному устройству.

В 90-е годы «толстовство» в форме сектантства получило довольно широкое распространение среди крестьян Харьковской, Полтавской, Екатериноелавской и Херсонской губерний на Украине, Воронежской и Курской губерний Центральной России, на Кавказе и в Сибири. Из учения Толстого крестьяне воспринимали те идеи социализма и анархизма, которые были направлены против помещичьего строя. Тогда эти революционные стороны «толстовского» учения превалировали. В 900-е годы они отходят на второй план, верх берут реакционные элементы его идеологии: проповедь «непротивления злу насилием», осуждение рабочих за участие в стачках, демонстрациях и т. пГСреди активных проповедников толстовских идей были В. Г. Чертков, Д. А. Хил ков, Б. И. Бирюков, И. И. Горбунов-Посадов, И. М. Трегубов, А. М. Бодянский и др.

В бурное время кануна и дней первой русской революции в толстовском сектантстве образуется ряд групп «свободомыслящих», которые продолжили развитие анархистских идей Толстого. К. ним примкнула и часть анархистов. Сколынибудь заметного следа анархистские последователи Толстого в  первой русской революции не оставили. Деятельность «христианских анархистов» носила замкнутый характер, мелкие секты не были связаны с.широкими массами крестьянства, борющимися за свое оавобожде:ние.(Давая оценку идейному содержанию произведений  Толстого и  «христианскому  анархизму»  его последователей, В. И. Ленин писал: «Стремление смести до основания и (казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения,  расчистить  землю, (Создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян,— это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян is нашей революции, и несомненно, что идейное содержание писаний Толстого гораздо больше соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному «христианскому анархизму», как оценивают иногда «систему» его взглядов». )

(После поражения революции 1905—1907 гг. группы «христианских анархистов» разделили участь остальных анархистских течений. Между Февралем и Октябрем 1917 г. возрождается «мирное» («толстовское») течение в анархизме. Б. И. Горев считает, что это случилось после Октября.

Однако еще летом 1917 г. в органе «толстовцев» была опубликована редакционная статья «Христианский анархизм», в которой давалась трактовка анархистских взглядов Л. Н. Толстого.

Оглавление