Книга:

2. Течения в русском анархизме, их платформы

. В стране шла перестройка экономики народного хозяйства, но анархистав-биокоомиетов это не касалось. Они витали в туманных облаках мистической философии и, естественно, не могли оказать влияния на трудящиеся массы.

Одной из крайних форм индивидуализма было течение неонигилизма.    Основоположником    его   в   русском анархизме был А. Андреев-Богданов. Начиная с 1917 г. он (настойчиво проповедовал свое учение на страницах анархистской печати, 'существо которого .сводилось к всеобщему отрицанию. -Неонигилизм не признавал ни классов, ни  классовой  борьбы.  И  рабочего, и  капиталиста Андреев-Богданов объявлял врагами анархизма. Он пренебрежительно относился к народу, действиям масс, считая их консервативными. Если некоторые анархистские течения заявляли, что хотят немедленно осуществить переход от капитализма к социализму и даже к коммунизму,  то неонигилизм  утверждал:   «Идеал   анархической коммуны отодвигается в. глубь веков»4. Отсюда следовал вывод: нет смысла за него бороться.

Попытки анархистов создать свои организации Андреев-Богданов считал противоречащими принципам анархизма. «Всякая организация есть ярмо... бич... враг личности»5,— писал он и предлагал образовать ассоциацию неорганизованных анархистов, которая никого и ни к чему не обязывает. Его идеалом была жизнь пчелы-«от-шельницы» («она улетает, «уда ей вздумается»). Иначе говоря, согласно утверждению идеолога неонигилизма, всякий волен делать то, что хочет, не считаясь с интересами общества, не считаясь с интересами организации, даже если она защищает интересы трудящихся, «Творец» неанигализма обрушивался с особой силой на рабочие   Организации,   их   политическую    революционную партию, их профессиональные союзы, фабзавкомы и, конечно же, на Советы рабочих, крестьянских и солдатских (красноармейских) депутатов. Он отрицательно относился к Советской власти, как и ко всякой государственности. «Единственное его государство, его народ, его величество— он   сам»,— восклицал   А.   Андреев-Богданов. Анархистский культ личности здесь доведен до абсурда. С этих позиций он доходит до чудовищной апологии преступника. Его тираду: «Я отрицаю государство и власть... Я  хочу   быть  преступником.   Потому-то  мой   анархизм всегда  преступен,   потому-то — я «преступник».   И   как только я становлюсь не преступником для государства и общества, я теряю себя и свой анархизм»2 — нельзя принимать случайно оброненной фразой. В ней вся глубина вырождения анархизма. Здесь совершенно отчетливо отражена   эволюция   определенной   части   анархистского движения, которая в своей борьбе против Советского государства шла к слиянию с уголовными элементами.

К преступному миру эволюционировало и махаевсков течение   в    анархизме.   Его   основатель    А.    Вольский (В. К. Махайский) в 1898 г., находясь в ссылке в Сибири, написал первую главу книги «Умственный рабочий», в которой изложил основы своей теории. Эта теория объявляла научный социализм сознательным обманом рабочих я выдвигала целью рабочего движения уравнение доходов. Махаевцы отрицали необходимость  политической борьбы, а путь к освобождению рабочих от эксплуатации усматривали в организации всемирной стачки и всемирного заговора. Рисуя будущее общество, махаевцы отвергали обобществление производства даже в самой примитивной форме анархической коммуны3, на первый план выдвигали не организацию производства, а распределение на основе принципа дележа «поровну» К Как 'видим, основные идеи махаевщины были заимствованы из арсенала анархистов, хотя его теоретики всячески открещивались  от анархизма,  а нередко и нападали на него.

Распространение идей махаевщины началось еще до первой .русской революции. В роли активного их популяризатора, особенно :в годы реакции, выступал Е. Лозинский. «Начало конца всей варварской культуры и цивилизации» (капиталистического строя) он видел» в «духовном пробуждении» босяка, выступлении, «остервенелого, грязного, борющегося хулигана». Революционный прибой 1911—1912 гг. смыл махаевщину, это течение вновь возрождается после Февральской революции 1917 г. Махаевцы выступали против идей социализма, охаивали профессиональные союзы и политические партии, предавали анафеме Советы.

Оглавление