Книга:
2. Течения в русском анархизме, их платформы
Его последователи заявляли, будто достижение социализма возможно без революции, что классы угнетателей будут стыдиться применять правительственную власть для защиты своих корыстных интересов. И это -говорилось после событий 4 июля 1917 г., когда Временное правительство расстреляло мирную демонстрацию петроградских рабочих.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции «мирные» анархисты продолжали свою деятельность. Активным проводником религиозно-мистических идей «христианского -анархизма» был журналист А. Тюханов. Одна из его лекций, прочитанная 31 мая 1918 г. в клубе анархистов г. Вологды, в которой лектор «приспособлял Евангелие и Христа» к анархизму, называл Христа «анархистом» и «революционером», привлекла внимание местной буржуазной газеты. «По общему впечатлению, лектор — человек ищущий, желающий «осязать» Христа...»2 — заканчивал свою статью корреспондент.
Буржуазные деятели мечтали о том, чтобы идеи «мирных» анархистов охватили как можно более широкие массы трудящихся. Но этим надеждам не суждено было сбыться. Приверженцы «христианского анархизма» исчислялись единицами. В организационном отношении они, как и многие анархисты, примыкавшие к индивидуалистическому течению, ее образовали своих групп или федераций.
Столь длинный (хотя и далеко не полный) «список» анархистских течений, существовавших в первые годы Советской власти, отнюдь не означал, Что влияние анархизма в массах росло. Напротив, это свидетельствует об углублении идейных разногласий в анархистском движении, о растущем процессе его разложения, одной из основных причин которого были успехи Советской власти в закреплении завоеваний Октября, первые практические шаги на пути социалистического строительства, осуществляемые под руководством Коммунистической партии. Антисоветская политика анархистов не отвечала интересам рабочих и крестьян. Анархистские 'Вожаки вынуждены были «перестраиваться». Они отмежевывались от обанкротившихся -идей анархизма и *в поисках новой положительной программы производили «перелицовку» старых идей, выдавая их за новые.